Skip to main content

Виктория Шарапова – экс-вице-президент по управлению персоналом крупных федеральных компаний, корпоративный антрополог, ТОП-100 директоров по персоналу по версии Коммерсантъ (2022) 

10 лет назад Виктория закончила MBA в ИМИСП и продолжила сотрудничество с Бизнес-школой уже в статусе преподавателя. Этой весной Виктория взяла на себя роль директора программы Executive MBA. 

О том, что меняется в жизни выпускников Executive MBA , об управленческих инструментах, которые должны быть в арсенале каждого руководителя, а также о вызовах, с которыми сталкиваются бизнес-школы сегодня – читайте в интервью с Викторией

 

Как бизнес-образование повлияло на Вас и Ваш профессиональный путь? 

Почти 10 лет назад я закончила программу MBA в ИМИСП. На первом занятии наши преподаватели сказали фразу, которая мне очень запомнилась:«Наша статистика показывает, что примерно треть вашей группы к моменту окончания программы MBA поменяет место работы» Я внутренне улыбнулась и подумала, что это точно не про меня. Мне казалось, что лучше места, чем порт Усть-Луга, где я тогда работала, нет. У меня был достаточно успешный карьерный трек, мне все очень нравилось. Забегая вперед, скажу, что еще не закончив программу MBA, я ушла из компании по собственной воле. Моя личная основная трансформация за время обучения в ИМИСП  –  я приняла решение пробовать себя в предпринимательстве и решилась не работать по найму. Этому сильно способствовал сформировавшийся за время учебы helicopter view, такой “взгляд с вертолета” на бизнес в целом.

 

Зачем Вы пришли в ИМИСП сначала преподавать, а сейчас взяли на себя роль директора Executive MBA?

Я абсолютный апологет, носитель и амбассадор обучения в бизнес-школе, потому что оно, вырывая из контекста привычной, как правило, функциональной деятельности и образа мышления, расширяет бизнес-мышление и границы сознания в целом. Это касается не только наемных руководителей, но и владельцев, потому что их «корни», как правило, имеют какую-то функциональную основу (например, финансы или инженерные специальности). Часто именно обучение в бизнес-школе становится для них первым системным обучением бизнесу.

После того, как я закончила MBA, мне предложили преподавать в ИМИСП. У меня уже был опыт обучения взрослых людей, была потребность отдавать, это совпадало с моими стремлениями выйти из найма, пробовать себя в новой роли. К тому же, преподавание заставляет систематизировать то, что ты знаешь и умеешь – нужно понимать, из каких элементов формируется твое знание и как донести концентрат своей экспертизы до аудитории. В бизнес-школе ИМИСП я преподавала несколько дисциплин: управление персоналом, стратегический HR, организационное поведение – это по hard skills. По soft skills – управление изменениями, управление командой, коммуникации.

Что касается Executive MBA, это очень интересная программа, потому что люди, которые приходят учиться на Executive MBA, уже обладают своим уникальным профессиональным и управленческим опытом. Они успешны в тех должностях, в тех компаниях, в которых работают, а встреча с ними в одной аудитории – это всегда расширение твоих профессиональных и преподавательских границ. Роль директора программы это новый вызов для меня – посмотреть на управленческие компетенции комплексно и системно, провести аудит взаимосвязей и взаимовлияния дисциплин, внедрить, где необходимо, улучшения, которые как раз и будут формировать современный взгляд на компетенцию бизнес-мышления.

 

Хочу спросить Вас как экс-вице-президента по управлению персоналом – какими навыками, инструментами по управлению человеческими ресурсами должен владеть каждый руководитель?

Я бы разделила свой ответ на два больших рукава одной реки. 

В одном рукаве – понимание функции HR: отличия операционных целей по управлению персоналом от стратегических. Для этого нужны базовые знания в областях найма, адаптации, обучения, оценки, мотивации персонала и корпоративной культуры. Руководитель не может и не должен владеть всеми инструментами, которые есть в каждой из указанных функций. Он должен понимать цели каждой функции, понимать взаимосвязь между ними и уметь правильно поставить задачу своему HR (если он есть) или обучить и наделить своих руководителей полномочиями выполнять подобные задачи.

Второй рукав реки – управление людьми самим руководителем, то есть непосредственно операционное руководство. Здесь очень много так называемых «мягких» компетенций, таких как управление собой, управление командой, навыки коммуникации и прочие. Эти навыки напрямую связаны с уровнем мышления, эмоционального интеллекта и общей эрудицией.

 

Чему, на Ваш взгляд, нужно учить руководителей на Executive MBA? 

Наша программа длится 18 месяцев и содержит как раз все необходимые дисциплины. Но я хотела бы ответить не формальным их перечислением, а через призму компетенций.

Первое – это стратегическому мышлению: умению мыслить глобально, видеть контекст всей организации и понимать взаимосвязь и взаимовлияние разных функций и процессов.

Второе – взгляду через призму бизнес-моделей и фреймворков, умению использовать новые релевантные управленческие решения.

Третье – нужно продолжать развивать навыки коммуникации, ведения переговоров, ассертивного поведения. А также навыки медиации как разрешения конфликтов.

Все это должно строиться на фундаментальной экономико-финансовой основе. В бизнесе мы всегда стремимся оценить любые аспекты нашей деятельности.Поэтому изучение дисциплин блока экономика и финансы дает руководителю существенно другие возможности в обсуждении бизнес-задач и целей компании.

И, конечно, в современном мире важно понимание специфики (уже не новой) цифровой реальности – ее невозможно игнорировать.

 

Как вы обучаете этим компетенциям в ИМИСП?

Программа Executive MBA, которая сейчас реализуется в ИМИСП, построена от общего к частному: от первичного касания тематик, связанных с портфельной стратегией и внешними рынками, через вопросы бизнес или конкурентной стратегии к функциональным стратегиям. Нельзя сказать, что helicopter view или стратегическое мышление руководителя формируется только после курса по стратегии. Нет. Оно формируется сквозным образом на всех дисциплинах. Но именно комплексное, последовательное, при этом длинное обучение формирует общую картину, системное отношение к бизнесу разных направлений.

Не менее важна среда, в которую попадает руководитель: одногруппники являются представителями других функциональных областей, отраслевых сегментов. Они пришли из культуры других компаний, у них другие взгляды. Рядом с тобой сидят люди, которые вдруг высказывают противоположную точку зрения на твое «правильное и проверенное временем мнение». В начале картинка не складывается: человек, который тоже работает в успешном бизнесе, занимает высокую должность, руководит очень большим направлением деятельности – и вдруг его взгляд на бизнес-задачу, которую вы обсуждаете, кардинально отличается от твоего. Подобный инсайт очень расширяет сознание, существенно добавляет экспертизы, меняет отношение и уровень гибкости мышления. В конце концов приходит понимание, что нет правильных или неправильных решений. Есть решения, которые релевантны бизнесу, его внутренним процессам, стадии развития компании и менеджмента, а также степени риска и уровню амбиций собственников.

 

Как меняется жизнь и карьера выпускников долгосрочных программ?

Во-первых, формируется комплексный бизнес-взгляд на организацию. Появляется понимание, а часто и глубокое уважение к другим функциям. Нет желания осознанно или неосознанно отделиться от других подразделений компании. Меня, в свое время, обучение на MBA очень «вырвало» из HR-функции. Я точно осознала, что мне не интересно заниматься только одним направлением, увлеклась вопросами стратегии и финансов, увидела бизнес как систему – это задало мне новый вектор развития. 

Во-вторых, очень интересно комьюнити влияет на процессы. Многие слушатели переходят друг к другу работать, появляются альянсы, бизнес-партнеры, образуется близкий деловой доверительный круг. Бизнес-школа создает единую понятийную базу. Люди начинают говорить на одном языке: одинаковыми терминами, фамилиями, концепциями, моделями. У них появляется новый совместный опыт проживания и преодоления сложностей. 

В-третьих, есть тенденция: появляется другая уверенность и решительность, но основанная не на принципе «зажмуримся и полетели», то есть на  культуре авантюризма и подвига, а на понимании как проверить, рассчитать, оценить риски любой идеи.

 

Какие изменения Вы планируете привнести в программу? 

Один из самых сложных вопросов, который стоит перед бизнес-образованием сегодня, – как успеть за современными темпами изменений. Важно держать руку на пульсе и отвечать на все вызовы, которые нам преподносит внешняя среда.

Я собираюсь пройти весь курс обучения вместе с потоком Executive MBA, который стартует в апреле. У меня есть намерение посетить все дисциплины и всех преподавателей, чтобы прочувствовать, какова программа сейчас изнутри.

В структуре программы Executive MBA заложены глубокие процессы, она очень системная, очень интегративная. Но мы вместе с преподавателями и приглашенными экспертами будем искать способ сделать эту программу еще лучше – с учетом всех современных взглядов и тенденций.

Вызов в том, чтобы найти баланс в программе, правильное сочетание необходимых базовых теоретических основ, методов формирования стратегического визионерского мышления и одновременно прикладных инструментов, которые руководители высшего звена и собственники могут привнести в свой бизнес.

 

Давайте подытожим: зачем идти на EMBA сегодня?

Как сказал Льюис Кэрролл: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Бизнес требует постоянного развития, в первую очередь себя как руководителя. 

Обучение на Executive MBA дает руководителю больше устойчивости в быстро меняющемся и турбулентном мире. У слушателя появляются дополнительные опоры – внутри себя, в бизнес-школе, в сообществе коллег. Executive MBA  – это точно твердая основа, на которую можно опираться в своем профессиональном развитии и карьерном пути. 

ИМИСП

Независимая российская бизнес-школа, один из лидеров бизнес-образования России.