Skip to main content

О том, что такое индивидуальный трек обучения и кому он подходит, каких принципов придерживается ИМИСП в работе со слушателями и почему в бизнес-образовании так важно умение расти над собой – читайте в интервью с деканом ИМИСП Андреем Федоровым

 

Как возникла идея создания индивидуального трека?

— Нам всегда было интересно делать что-то уникальное, мы готовы рисковать. Почувствовали спрос на рынке, наши заказчики из бизнеса подтвердили этот спрос, и мы начали работать и развивать эту идею.

 

Как создаётся индивидуальный трек обучения?

— Сложно и не быстро. Можно выделить два крупных этапа: первый — создание,  второй — реализация.

Первая часть, наиболее сложная, это именно создание программы. Она включает в себя изучение клиента, аудит, несколько проработок того, что ему нужно, а что не нужно. В итоге появляется персональный маршрут развития. Можно сказать, что это близко к написанию сценария или к созданию художественного произведения, по которому будет сниматься фильм. Всё это — с учётом индивидуальных особенностей клиента, соотношения теории и практики, последовательности и логики дисциплин и взаимосвязи между ними, подбора преподавателей. Кроме тет-а-тет встреч с преподавателями, программа может включать обучение на базовых курсах ИМИСП или отдельных модулях с действующими группами, коучинг, консультации с экспертами и другие элементы.

На выходе это не просто образовательный продукт, а целый комплекс мероприятий, включающий в себя последовательность дисциплин, расписание, договоренности, материалы, вплоть до тем домашних заданий, которые слушатель будет отрабатывать самостоятельно. 

По сложности процесс проектирования трека не сильно отличается от создания корпоративной программы, которая также всегда разрабатывается индивидуально. Только там мы прокручиваем как по лабиринту обучения идет целая группа, а здесь — только один человек. Участников группы мы не всегда знаем заранее, а для индивидуального трека мы с человеком предварительно познакомились, поговорили с ним, выявили его сильные стороны и зоны развития.

 

Какие преимущества у индивидуальной работы с преподавателями и экспертами?

— В нашем проекте клиент работает с экспертами и преподавателями много и концентрированно. Из минусов: от этого люди могут быстро уставать. Поэтому обычно занимаются не более четырёх часов в день. Мозг просто не выдерживает концентрацию дольше.

Так же из преимуществ отмечу, что по форме это близко к консалтингу. Можно выносить на обсуждение свои персональные вопросы, чего в группе в таком объёме сделать просто не получится. Если в группе десять или двадцать человек и каждый задаст по вопросу, то пройдет все время занятия. А в индивидуальном формате можно и нужно задавать вопросы, обсуждать их с экспертом, получать обратную связь.

 

Сколько в среднем длится индивидуальный трек?

— От полугода до года, в среднем. Больше — теоретически это возможно, но гораздо сложнее. Мы рекомендуем рассчитывать именно на год. Это ещё и нормальный срок для изменения человека, который учится.

Периодичность встреч с преподавателями зависит от темпа и способностей слушателя. В среднем, раз в неделю на четыре часа, но не реже одного раза в две недели. Перерыв может быть максимум месяц. Всё индивидуально и подстраивается под клиента: кто-то учится лучше по утрам, кто-то — вечером; кто-то может читать книги по выходным, а кто-то сразу предупреждает, что в выходные заниматься не готов.

Также определяется и объем нагрузки, приходящийся на каждое конкретное занятие. Должно быть понятно, сколько клиент должен работать с преподавателем, а какое время самостоятельно, изучая материалы или выполняя домашние задания.

 

 

Какие есть риски при работе по индивидуальному треку ? 

— Всегда есть риск, что клиент не справится с нагрузкой или уровнем сложности. Риск, что он переоценил свои возможности, готовность работать. Зачастую это связано с представлением о процессе обучения.

У большинства опыт обучения складывается из школьного и первого высшего образования, где учитель всегда прав, он всегда дает правильные инструменты и технологии, а ты их просто применяешь: мне расскажут, я запомню и пойду делать. Но человек при этом не меняется, а значит знания не будут усвоены. В бизнесе всё сложнее. Взрослый человек учится сам, преподаватель для него один из ресурсов или часть среды, а не волшебник.

Для меня обучение — это когда человек меняется. Но не все готовы меняться и не все хотят. 

 

 

Что входит в программу индивидуального трека? Есть ли домашние задания? А практические занятия и разборы кейсов?

— Домашние задания — да. Практические занятия и разборы кейсов — обязательно. Обычно, теория занимает меньше половины объема программы, больше половины — это практика и разборы кейсов, как чужих, так и собственных ситуаций клиента, которые он приносит на занятие. 

Бывает, что мы даем клиенту задание, он идёт в свою компанию и делает. Что-то получается, что-то — нет, и на следующем занятии мы эти результаты разбираем.

 

 

Для кого эта программа будет наиболее подходящим вариантом?

— Для тех, кто учится быстрее группы и может учиться концентрированно, кому нужен индивидуальный график обучения. 

Для тех, у кого очень нестандартный запрос и большинство программ на рынке ему не отвечает. Если клиент может этот запрос составить и внятно изложить, то мы готовы создать для него уникальную программу.
И для тех, кому время дороже денег.

 

 

Зависит ли программа трека от особенностей бизнеса или работы клиента? И как?

— Конечно, программа под них и строится. Теория и практика развернуты под уровень конкретной компании: этап жизненного цикла, отрасль, размер бизнеса и тд. Клиенту что-то нужно, а что-то — нет. Кому-то может быть не так важен маркетинг, потому что у него большинство клиентов — госпредприятия, а там другие процедуры, но ему больше нужна, например, операционная эффективность и тп. То есть максимальная зависимость программы от бизнеса клиента.

 

На какие особенности и качества клиента вы обращаете внимание при составлении индивидуального трека обучения?

— В первую очередь на особенности стиля обучения, то есть как человек учится. Во-вторых, на мотивацию. В-третьих, на его реальные потребности. Зачастую, то, что человек говорит, может отличается от того, что на самом деле ему нужно.

Особенности мотивации и стиля обучения мы понимаем на основе общения и запросов клиента, специального тестирования. В этом помогает наш богатый опыт обучения и развития взрослых людей. 

На собеседовании мы обычно просим рассказать об успешном опыте обучения, что из этого слушатель помнит, что применяет. То есть первая, довольно значительная часть индивидуального обучения — это понять в каком формате слушатель будет хорошо учиться, а что ему не подойдет.

Наша задача — максимально адаптироваться под особенности клиента. Шаблонов у нас нет. 

 

На что клиенту стоит обратить внимание при выборе провайдера обучения?

— Клиенту стоит обратить внимание на профессионализм тех, кто будет проектировать и реализовывать эту индивидуальную программу, и на их опыт, если они уже делали это ранее.

Хороший вариант — прийти на пробное занятие. И это нормально — просто попробовать кусочек. Потому что собеседование — это одно, продажи — это другое, презентации — третье. Попробовать реальное занятие — это самый лучший способ.

 

 

Получают ли клиенты при прохождении индивидуального трека больше обратной связи?

— На индивидуальном обучении максимальная обратная связь, но в таком объеме, это может создавать и определенный дискомфорт для слушателя. Когда вы занимаетесь в группе, то можно промолчать и подождать, пока кто-то другой ответит. А здесь преподаватель задаёт вопрос, а вы отвечаете. В этом и заключается одна из особенностей индивидуальных треков. А так, даем обратную связь настолько, насколько клиент готов ее взять.

ИМИСП

Независимая российская бизнес-школа, один из лидеров бизнес-образования России.